Пасха –
великий и благостный праздник Светлого Воскресенья Христова. Во все времена
Новозаветная Пасха считалась главным событием, Праздником праздников, Великим
царем дней и для духовной жизни всякого христианина имела особенное значение.
Кроме
того, Пасха (Россия теперь в
большинстве своем почитает святыни) – это еще и первый христианский праздник –
весенний, душевный, благостный. Именно в этот день принято с открытым сердцем
встречать знакомых, друзей, родных и близких, и расцеловавшись с ними,
подносить в подарок пасхальные открытки,
праздничные куличи и крашеные яйца.
Чествование
божественного Воскресенья возникло задолго до рождения христианства. Например,
древние египтяне накануне апреля торжественно праздновали Воскресение бога Осириса, а древние греки
с большим удовольствием почитали
богиню плодородию - Деметру. Кстати,
тогда праздник считался исключительно женским и не позволял мужчинам
присутствовать на торжественных собраниях. Барышни собирались в тесном кругу, а
мужчинам и в голову не приходило нарушать их уединение, ведь в результате можно
было бы легко лишиться этой самой головы.
Отмечали
Пасху и древние иудеи. Первоначально праздник был связан с отелом скота, после
– с наступлением жатвы, еще позднее – со временем ухода еврейских поселений из
Египта.
Стародавние
славяне также праздновали Пасху. Это
торжество было самым тесным образом связано с началом весны и пробуждением
всего живого. Истосковавшийся по теплу народ, с наслаждением чествовал
Царь-девицу (Зорю, ипостась Весны) и с нетерпением ожидал ее абсолютно
невинного слияния с самим Солнцем…
Добропорядочные
особы всегда воспринимали Бога не только
как великого и справедливого судью, но и – как пример для подражания. Божественное
поведение славяне считали совершенным и всячески старались следовать ему, ведь
именно таким образом можно было добиться
счастья и удачи. При этом, естественно, не забывали и упокоившихся
предков – на заре народ шел на кладбище и
делил с усопшими традиционные яства.
Программы празднования были самыми разнообразными. Мужчины,
например, подражали Солнцу. Каждый из
них взбирался на колокольню и там жег
сено, прикрученное к палке. Если огонь горел до тех пор, пока не гасла заря, то это
считалось добрым знаком и символом будущего везения.
Женщины
праздновали Пасху иначе – гораздо интереснее. На зорьке простоволосые и
практически обнаженные барышни
собирались толпою и выбирали главную
героиню праздника – Зорю. По обыкновению это была молодая, еще не рожавшая, женщина.
Новоиспеченная «богиня» снимала и без
того незначительное одеяние, и ее тело украшали цветами и полевой травой. После
– молодку студили ледяной водой и с упоением впрягали в плуг. Вставшая в упряжь
женщина-богиня, должна была проложить глубокую,
жирную борозду вокруг всего селения.
Суть
обряда был незамысловат. Столь понятными
действиями народ пробуждал к жизни все
живое, вспахивая и орошая водой землю.
По
окончании торжественного мероприятия селянки и селяне возвращались восвояси.
Там они накрывали столы, доставали пасхальные
куличи, расписанные яйца и, само собой, водку. Пир начинался (как, впрочем, и в настоящее время) с битв на яйцах – нетреснувшее сулило
исполнение всех желаний.
Когда
заканчивалась трапеза, народ с
наслаждением отправлялся играть во всевозможные игры. Люди восторженно прыгали
через костер, водили хороводы, окатывали друг друга водой, играли в горелки и
кегли. Кегли, кстати, были округлыми, потому и ценилась эта игра больше
остальных.
Между
прочим, в тот период времени (как, впрочем, и теперь) особенно почиталось все круглое, в первую
очередь - яйцо. Яйцо, например, символизировало солнце, а также – окружающий мир,
внутри которого притаилась великая жизненная сила.
После
крещения земли русской празднование Пасхи на Руси не прекратилось, несмотря на
то, что место Царь-девицы (Зари) заняло новое божество. Ритуалы, традиции и
обычаи празднования остались прежними…
Новозаветная
христианская Пасха
В период
установления христианской Пасхи обычаи
дополнились всенощной службой, а также – крестным ходом и, естественно, - новым
смыслом. Теперь – Пасха отождествлялась с праздником победы жизни над смертью.
Прежде
Новозаветная Пасха считалась почитанием смерти Спасителя (тогда –
приблизительно во II веке
- чин празднества устанавливался Христианской Церковью). Когда же – в 325 году – состоялось первое
собрание Христианских Церквей, было решено отмечать православный праздник на
семь дней позже еврейского. Также Собор Христианских Церквей постановил, что Пасха непременно должна
праздноваться в первый воскресный день, который следовал за первым полнолунием
по окончании весеннего равноденствия. Именно поэтому дата Пасхи получилась
«кочующей». Ежегодно пасхальный день выпадает на разное время – с двадцать второго марта по двадцать пятое апреля.
Прошло еще
много времени, прежде чем (в V
веке) были упорядочены обычаи, обряды и
пасхальные каноны, а также - четко разработаны правила празднования Великого
Дня.
|